«Усадьба Асеевых»
Историко-культурный музейный комплекс
Авторство особняка М.В. Асеева в Тамбове — уже установленный факт, для утверждения авторства Л. Кекушева, основанном на стилистическом анализе, есть почва и в рассказовском доме В.Т. Асеева.
Особняк не менее интересен по архитектуре и качеству исполнения. С большой долей вероятности можно предположить, что Василий Тихонович также воспользовался услугами выдающегося московского мастера, одновременно с заказчиком тамбовского особняка (по одной из версий, дом был построен как раз в 1906 г.).
Г.Л. Леденёва отмечает, что подмосковный дом М.С. Грачёва в Ховрино и особняк В.Т. Асеева в Рассказово обнаруживают явные черты композиционного и стилистического сходства.
Общность прослеживается, в частности, в трактовке центральной части фасада с узкой декоративной нишей и других элементов этой асимметричной композиции — открытых веранд (в рассказовском доме веранда окружена колоннами коринфского ордера), и отдельных деталей — в раскреповке стен, ритмическом строе фасадов, скульптурных элементов.
Усадьба расположена в живописном месте - на холме в излучине реки Арженка. Ворота усадьбы оформлены в виде арки. По рассказам, парк украшали цветники и фонтаны. В центре усадьбы находится двухэтажный господский дом.
В начале XX в. в ансамбль усадьбы В.Т. Асеева в Рассказово входили и хозяйственные постройки - водонапорная башня, электростанция, конюшни, манеж, оранжерея, и др. Не исключено, что к созданию части из них также был причастен Лев Кекушев, хорошо знакомый с этими типами зданий не только по учебе в Институте гражданских инженеров, но и по предшествующей строительной практике.
Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытой террасой выходит окнами в парк. Дата закладки парка, предположительно, - 1905-1907 гг. Зеленая зона была огромных размеров. Только сад занимал площадь в три с половиной десятины. На них размещалось 775 яровых яблонь, 57 озимых деревьев, 30 кустов ягодников. Перед домом находилась поляна с цветниками и ухоженным газоном. Особой заботой хозяев пользовалась оранжерея, где выращивали редкие экзотические растения.
На фоне провинциального строительства особняк В.Т. Асеева с его роскошными интерьерами привлекал не меньшее внимание, чем дом его брата в Тамбове.
Постройка представляет собой крупный двухэтажный объем, фасад которого отличается небольшой асимметрией, что является характерным приемом Л.Н. Кекушева. Стены фасада рустованы, причем применены два типа руста: крупный, массивный на первом этаже и более изящный на втором. Центр композиции занимает оригинально трактованный ризалит, подчеркнутый повышенным аттиком и массивным фигурным балконом с коваными металлическими ограждениями. Нетривиальность композиции заключается в том, что поле ризалита разделено на две части, в которых находятся по три равновеликих оконных проема, а его центр на уровне второго этажа занимает небольшая ниша, возможно, первоначально занятая скульптурой.
Со стороны главного фасада, в правом ризалите расположен главный вход в дом, выделенный объемом тамбура, который одновременно служит объемом для помещения второго этажа. В силуэте постройки он подчеркнут треугольным фронтоном над ризалитом и крупным окном-дверью второго этажа, заключенным в ордерную эдикулу. Пластическая разработка профилями и отделка полуциркульного проема эдикулы носят ярко выраженные черты почерка Кекушева. Капители колонн эдикулы и расположенная рядом растительная лепнина отличаются необыкновенной тонкостью и высоким качеством исполнения.
В левой части фасада расположена обширная лоджия, образованная невысокой колоннадой коринфского ордера. Такая, вмонтированная в тело дома лоджия, также как ее ордерное решение, находит аналогии проекте подмосковной Грачевки, выполненным Кекушевым. На боковом фасаде расположен служебный вход в дом, также подчеркнутый неглубоким ризалитом под треугольным фронтоном. Из него можно было попасть на основные этажи дома и в полуподвал, где располагались подсобные помещения.
Протяженный парковый фасад дома В.Т. Асеева откровенно асимметричен — его пластику определяют два ризалита — с левого угла и на поле фасада постройки с правой стороны, завершенные высокими прямоугольными аттиками. Перед этим фасадом была устроена большая поляна, за которой располагался пейзажный парк.
Убедительным доказательством авторства Льва Кекушева служили и роскошные интерьеры дома В.Т. Асеева и столичное качество их исполнения, резко выделявшиеся на фоне провинциального строительства и имевшие немало параллелей с домом Грачева в Ховрине и «асеевским дворцом» в Тамбове.
Особенно изысканно были отделаны залы второго этажа, где располагались парадные помещения дома - кабинет владельца, зал, аванзал, столовая, гостиная, библиотека («читальня»), которые несколько необычно сочетались с жилыми покоями — хозяйскими спальнями и будуаром хозяйки (традиционно жилые и парадные помещения в русских усадебных домах и особняках находились на разных этажах, жилые обычно размещались выше). Их необыкновенно изобретательный декор включал в себя роскошную деревянную отделку, выдающимся мастером которой был Кекушев, обильную стильную и качественную лепнину, щедро дополненную декоративной живописью, великолепие люстр, светильников и дверных полотнищ, соответствующих отделке стен, красивые оконные рамы и металлические детали — ограждения лестниц и балкона, а также мраморные камины. Для большинства элементов декоративного оформления архитектор обычно делал авторские эскизы.
Входящий в дом сразу попадал в вестибюль («сени»). За ним расположена парадная, из нее на второй этаж ведет мраморная лестница. Налево из парадной мы попадаем в гардероб («раздевальная»).
По левую сторону из раздевальной находятся две одинаковые комнаты для приема гостей. Эти комнаты выполнены в греческом стиле, спокойном фисташковом цвете. В орнаменте просматривается колос, олицетворяющий собой достаток, венок из колоса - достаток круглый год, и звезда, символизирующая божью волю, вечное, счастье, бессмертие. Возможно, одна из комнат предназначалась для господ, вторая — для дам.
Через коридор от комнат для приема гостей располагаются две одинаковые спальни для гостей, декорированные стилизованными лилиями из сусального золота. Лилия - атрибут архангела Гавриила — олицетворяет чистоту, является символом победы жизни над смертью.
Прямо по коридору находится бильярдная, колоритная комната в бордовом цвете, в росписи потолка которой просматриваются рыцарские атрибуты: копье, щит, рыцарский шлем, голова льва, царя зверей - символ гордости. Таким образом, перед нами комната для состязаний и поединков, где выигрывает сильнейший.
Напротив нее - несгораемая кладовая, в которой обычно хранились продукты. Здесь частично сохранилась старинная плитка.
Далее по коридору располагаются две комнаты для прислуги, кухня, холодная кладовая, через стену с бильярдной - винотека, дверь лифта, по которому из кухни на второй этаж в столовую подавались готовые блюда.
Напротив гардероба («раздевальная») расположены ванная, где также сохранилась старинная плитка, и туалетная комната («уборная»). Надо отметить, что в доме были современные водопровод, канализация, соответственно, были ванна и унитаз.
В пространстве парадной находится мраморная лестница, ведущая на второй этаж. В оформлении лестницы - венок из листьев лавра, на котором крест на крест разместился колчан со стрелами и факел. Факел — символ правды, духовного горения, успешного результата, атрибут богини Ники (Ника — богиня победы. Колчан со стрелами — атрибут богини Артемиды — покровительницы всего живого на земле, дающей счастье в браке. Венок из лавра символизирует воздаяние славы и вечности. Украшением лестницы являются также розы — красота, радость; ромашки — мир, удача; плющ — бессмертие. Лестничный пролет, площадка обильно украшены лепниной, позолотой и ордерами (?). С площадки - выход на один из балконов и в аванзал (холл).
Интеллектуальным и хозяйственным центром повседневной жизни усадьбы был кабинет хозяина — строгая комната, отделанная лакированным деревом, со шкафами для книг. Он небольшой по величине, но достаточно просторный для занятий хозяина и хранилища его книг. Здесь все было предназначено для уединенной работы. Роскошный камин из натурального камня украшал комнату.
Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служил зал - большая комната в три окна с видом на центральную аллею и выходом на балкон. Особую торжественность парадному залу придают позолота, пышная лепнина: музыкальные инструменты, женские головки, венки из цветов, вазоны. Межкомнатные двери оформлены в стилистике интерьера комнаты.
Гостиная. Потолок помещения украшает живописный плафон «Танец». В росписи карниза представлены диковинные птицы (символ свободы, легкости и скорости передвижения, а также радости и вдохновения), лилии (чистота, символ победы жизни над смертью, эгоизма над грехом), розы (молодость, красота, радость, невинность).
Библиотека («читальня»). Это светлая комната, выполненная в стиле модерн, рассчитанная на уединение, в росписи которой присутствует виноградная лоза — символ Иисуса Христа, который, в свою очередь, символизирует собой знания, учение.
Открытая терраса. Она сохранилась практически в первозданном виде, отсюда открывается вид на конный манеж и фруктовый сад. Терраса служила для отдыха в теплое время года.
Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая. Стены и потолок этой залы выполнены из дерева. Оконные стекла украшены витражами. Тепло и уют поддерживается камином из натурального камня. визы входило множество предметов.
Рядом со столовой находится буфет — комната для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни, а также здесь можно было перекусить холодными закусками, выпить различные напитки, покушать десерты, фрукты перед основным приемом пищи. Художественное исполнение буфета представляет его нам в виде беседки под открытым небом, со всех сторон обвитую плющом.
За буфетом находится лакейная. Здесь приказа хозяев ожидали лакеи.
Большинство комнат в доме проходные, располагаясь в ряд, одна за другой, они составляют анфиладу.
В доме две спальные комнаты - хозяина и хозяйки. Потолок спальни хозяина украшает сцена из древнегреческого мифа «Амур и Психея», где бог любви уносит свою возлюбленную в свой дворец.
Спальня хозяйки имеет выход в будуар. Небольшая, изящно обставленная комната хозяйки дома для отдыха и приема близких родственниц и подруг. Будуар А.П. Асеевой выполнен в мавританском стиле. Стены и потолок выкрашены в темные приглушенные тона и напоминают восточный шатер. Потолок куполообразный, в центре которого размещается звезда Давида — гексаграмма, олицетворяющая собой мужское и женское начало, небесное и земное начало, божественное управление миром: землей, небом и сторонами света. Пол обычно застилался цветным ковром. Но главную роль в будуаре играла художественная мебель.
Всего в доме 23 комнаты (без коридоров и лестничных площадок). Есть подвал, состоящий из нескольких помещений: хранилище для вина, овощехранилище и прачечная, располагающаяся около котельной.
В день рождения Тамбовской области состоялось торжественное открытие Тамбовского областного государственного автономного учреждения культуры «Историко-культурный музейный комплекс «Усадьба Асеевых», собравшее тысячи жителей и гостей Тамбова.
С первого дня работы Музейный комплекс «Усадьба Асеевых» стал культурным центром города и области. Обзорные и тематические экскурсии по музею дают возможность посетителям оказаться в атмосфере русской усадьбы начала XX века, увидеть тщательно воссозданные интерьеры Кабинета М. В. Асеева, Приемной, Парадной столовой, Белого зала, Аванзала, Диванной, Малой гостиной, Мужской комнаты и т.д., узнать интересные факты из истории эпохи об укладе жизни, морально-нравственных ценностях, культурно-просветительской
В день рождения Тамбовской области состоялось торжественное открытие Тамбовского областного государственного автономного учреждения культуры «Историко-культурный музейный комплекс «Усадьба Асеевых», собравшее тысячи жителей и гостей Тамбова.
С первого дня работы Музейный комплекс «Усадьба Асеевых» стал культурным центром города и области. Обзорные и тематические экскурсии по музею дают возможность посетителям оказаться в атмосфере русской усадьбы начала XX века, увидеть тщательно воссозданные интерьеры Кабинета М. В. Асеева, Приемной, Парадной столовой, Белого зала, Аванзала, Диванной, Малой гостиной, Мужской комнаты и т.д., узнать интересные факты из истории эпохи об укладе жизни, морально-нравственных ценностях, культурно-просветительской