О музее

Авторство особняка М.В. Асеева в Тамбове — уже установленный факт, для утверждения авторства Л. Кекушева, основанном на стилистическом анализе, есть почва и в рассказовском доме В.Т. Асеева.

Особняк не менее интересен по архитектуре и качеству исполнения. С большой долей вероятности можно предположить, что Василий Тихонович также воспользовался услугами выдающегося московского мастера, одновременно с заказчиком тамбовского особняка (по одной из версий, дом был построен как раз в 1906 г.).

Г.Л. Леденёва отмечает, что подмосковный дом М.С. Грачёва в Ховрино и особняк В.Т. Асеева в Рассказово обнаруживают явные черты композиционного и стилистического сходства.

Общность прослеживается, в частности, в трактовке центральной части фасада с узкой декоративной нишей и других элементов этой асимметричной композиции — открытых веранд (в рассказовском доме веранда окружена колоннами коринфского ордера), и отдельных деталей — в раскреповке стен, ритмическом строе фасадов, скульптурных элементов.

Усадьба расположена в живописном месте - на холме в излучине реки Арженка. Ворота усадьбы оформлены в виде арки. По рассказам, парк украшали цветники и фонтаны. В центре усадьбы находится двухэтажный господский дом.

В начале XX в. в ансамбль усадьбы В.Т. Асеева в Рассказово входили и хозяйственные постройки - водонапорная башня, электростанция, конюшни, манеж, оранжерея, и др. Не исключено, что к созданию части из них также был причастен Лев Кекушев, хорошо знакомый с этими типами зданий не только по учебе в Институте гражданских инженеров, но и по предшествующей строительной практике.

Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытой террасой выходит окнами в парк. Дата закладки парка, предположительно, - 1905-1907 гг. Зеленая зона была огромных размеров. Только сад занимал площадь в три с половиной десятины. На них размещалось 775 яровых яблонь, 57 озимых деревьев, 30 кустов ягодников. Перед домом находилась поляна с цветниками и ухоженным газоном. Особой заботой хозяев пользовалась оранжерея, где выращивали редкие экзотические растения.

На фоне провинциального строительства особняк В.Т. Асеева с его роскошными интерьерами привлекал не меньшее внимание, чем дом его брата в Тамбове.

Постройка представляет собой крупный двухэтажный объем, фасад которого отличается небольшой асимметрией, что является характерным приемом Л.Н. Кекушева. Стены фасада рустованы, причем применены два типа руста: крупный, массивный на первом этаже и более изящный на втором. Центр композиции занимает оригинально трактованный ризалит, подчеркнутый повышенным аттиком и массивным фигурным балконом с коваными металлическими ограждениями. Нетривиальность композиции заключается в том, что поле ризалита разделено на две части, в которых находятся по три равновеликих оконных проема, а его центр на уровне второго этажа занимает небольшая ниша, возможно, первоначально занятая скульптурой.

Со стороны главного фасада, в правом ризалите расположен главный вход в дом, выделенный объемом тамбура, который одновременно служит объемом для помещения второго этажа. В силуэте постройки он подчеркнут треугольным фронтоном над ризалитом и крупным окном-дверью второго этажа, заключенным в ордерную эдикулу. Пластическая разработка профилями и отделка полуциркульного проема эдикулы носят ярко выраженные черты почерка Кекушева. Капители колонн эдикулы и расположенная рядом растительная лепнина отличаются необыкновенной тонкостью и высоким качеством исполнения.

В левой части фасада расположена обширная лоджия, образованная невысокой колоннадой коринфского ордера. Такая, вмонтированная в тело дома лоджия, также как ее ордерное решение, находит аналогии проекте подмосковной Грачевки, выполненным Кекушевым. На боковом фасаде расположен служебный вход в дом, также подчеркнутый неглубоким ризалитом под треугольным фронтоном. Из него можно было попасть на основные этажи дома и в полуподвал, где располагались подсобные помещения.

Протяженный парковый фасад дома В.Т. Асеева откровенно асимметричен — его пластику определяют два ризалита — с левого угла и на поле фасада постройки с правой стороны, завершенные высокими прямоугольными аттиками. Перед этим фасадом была устроена большая поляна, за которой располагался пейзажный парк.

Убедительным доказательством авторства Льва Кекушева служили и роскошные интерьеры дома В.Т. Асеева и столичное качество их исполнения, резко выделявшиеся на фоне провинциального строительства и имевшие немало параллелей с домом Грачева в Ховрине и «асеевским дворцом» в Тамбове.

Особенно изысканно были отделаны залы второго этажа, где располагались парадные помещения дома - кабинет владельца, зал, аванзал, столовая, гостиная, библиотека («читальня»), которые несколько необычно сочетались с жилыми покоями — хозяйскими спальнями и будуаром хозяйки (традиционно жилые и парадные помещения в русских усадебных домах и особняках находились на разных этажах, жилые обычно размещались выше). Их необыкновенно изобретательный декор включал в себя роскошную деревянную отделку, выдающимся мастером которой был Кекушев, обильную стильную и качественную лепнину, щедро дополненную декоративной живописью, великолепие люстр, светильников и дверных полотнищ, соответствующих отделке стен, красивые оконные рамы и металлические детали — ограждения лестниц и балкона, а также мраморные камины. Для большинства элементов декоративного оформления архитектор обычно делал авторские эскизы.